Рекомендации родителям будущих первоклассников по формированию психологической готовности к школе
Тема будущей школьной жизни очень волнует многих родителей как во время очного формата обучения, так и в период дистанционного. Никто не знает, что ждет учащихся школ нашей области в сентябре, в связи с чем, попробуем дать некоторые универсальные рекомендации для тех мам и пап, которые хотели бы с пользой для будущих первоклассников провести предстоящих три месяца.
Итак, для начала уточним, что же такое психологическая готовность к школе?
Как отмечают психологи, это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для овладения школьной программой в коллективе сверстников. Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе: интеллектуальный, социальный, личностной.
Интеллектуальная готовность складывается из запаса определенных знаний о мире (кругозора), развития разных типов мышления, памяти, внимания, воображения, речевых навыков, зрительно-моторной координации.
Социальная готовность – это способность ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.
Личностная готовность включает учебную мотивацию, эмоционально-волевую зрелость, определенный уровень осознанности (самосознание).
Все перечисленные «три кита», из которых и складывается психологическая готовность к школе, важны в очном формате обучения в равной степени. В дистанционном же на первый план закономерно выходят интеллектуальная и личностная готовность.
Попробуем предложить подходящие для применения дома формы и методы помощи ребенку по формирования психологической готовности к началу обучения в школе.
Так, для развития волевых аспектов личностной готовности мы рекомендуем использовать различные настольные игры. Д.Б. Эльконин, известный ученый, занимающийся изучением детской психологии и вопросами детской игры, говорил, что важным показателем готовности к школе является умение следовать правилам в игре. Ведь школа полностью состоит из правил и инструкций. Сегодня в продаже появилось много различных игр («Соображариум», «Воображариум», «Монополия», «Словодел», «Миллионер», «Морской бой» и т.д.), каждая из которых помимо умения следовать инструкции, развивает ряд нужных школьнику качеств. Именно поэтому вместо специально организованных занятий, например, по тетрадям на печатной основе, которые дети, как правило, перестают любить к концу дошкольного возраста, родителям имеет смысл систематически играть с детьми в «правильные» настольные игры.
Для пробуждения интереса и позитивного отношения к школе (мотивационный аспект личностной готовности) имеет смысл посмотреть с детьми ваш школьный фотоальбом, рассказать о своих школьных друзьях с фотокарточки, о любимой учительнице, о позитивных воспоминаниях о школе. Но, а если нет таковых, попросить это сделать того родственника, который имеет больше положительного школьного опыта.
Именно сейчас, на наш взгляд, очень важно не готовиться к чему-то, в том числе к школе, а ПРОЖИВАТЬ жизнь, смаковать каждый момент, проведенный вместе. От обычных совместных дел ребенка с родителем, если они обоим в радость, может быть гораздо больше пользы в плане подготовки, чем при решении примеров или тренировок в прописях. Здорово ведь вместе налепить пельменей, например. Лучше занятия по развитию мелкой моторики и не придумаешь! Или собрать вместе абрикосы, а потом пересчитать их и попробовать на ходу решить задачки в уме, раскладывая их по разным мискам. Или открыть в интернете самый простой мастер-класс по правополушарному рисованию и насладиться процессом взаимодействия с красками, снять стресс, получить крутой результат и повесить его на самое видное место в квартире, подняв тем самым, самооценку.
Совместное фантазирование – приветствуется! Общение внутри семьи - лучший фундамент для раскрытия способностей ребенка в школе. А готовность к ней формируется автоматически, если есть желание вслушиваться, вчувствоваться и всматриваться друг в друга у самых близких на свете людей.
Подготовил: педагог-психолог Болотова Елена Анатольевна